Обсуждаем актуальные новости маркетплейсов с 12 по 16 декабря. Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и другие. Бунт сотрудников, новые инструменты, рост продаж в категориях и многое другое.
Wildberries отменил доплату за габариты с 28 ноября по 11 декабря
Формулировка следующая: “В связи с тем, что большинство продавцов внесли корректные габариты в карточках товара, мы приняли решение полностью и для всех продавцов отменить начисленные удержания за некорректные габариты”
Сперва плату отменили только за 28.11-04.12, а потом и за 5.12-11.12. После первой отмены офис Wildberries посетили недовольные продавцы, которые насчитали у себя сотни тысяч штрафов. Представители маркетплейсов оправдывались и пытались доказать, что их хотят обмануть. По итогу через пару дней доплаты были отменены и на следующую неделю.
“Знак отличия” для товаров с проверенными сертификатами и декларациями
На Wildberries наконец стал появляться обещанный знак отличия для товаров. Пока не у всех, но у некоторых продавцов удалось получить заветную отметку (у нас пока нет).
По этому поводу у маркетплейса даже появилась инструкция с правилами заполнения данных в карточке:
- Дата регистрации и окончания действия: число и месяц — две арабские цифры, разделенные точкой, год — четыре арабские цифры.
- Номер сертификата/декларации: заглавные буквы на кириллице или латинице, арабские цифры, разделенные между собой пробелами, тире или точками.
- Не используйте запятые, двоеточия или иные знаки препинания и обращайте внимание на русские и латинские буквы при заполнении полей.
Мы заполнили все правильно, но знак пока так и не появился, подождем еще немного.
Сотрудники ПВЗ Wildberries снова страдают от огромных штрафов
Маркетплейс ввел правила, по которым товар должен быть разгружен в течении 1,5 часов после поступления, если пришел в дневное время, и за 1,5 часа до открытия пункта, если пришел ночью. При этом, объем поставок и загруженность пункта никак не меняют этот временной интервал.
Такие изменения привели к загруженности пунктов выдачи, огромным штрафам, снижению рейтинга точек и недовольным клиентам, которые не могут вовремя получить свои товары и подолгу стоят в очередях.
Сотрудники пунктов, которые обычно в новогодний сезон готовы к повышенной нагрузке , потому что эта возможность больше заработать, теперь отказываются мириться с подобными условиями, так как весь дополнительный заработок уходит на штрафы.
Новое направление Wildberries: продажа услуг
Теперь на маркетплейсе можно не только приобрести товары, но и заказать установку, сборку, подключение или ремонт. Предложения будут отображаться в карточках товаров.
Сервис пока доступен только жителям крупных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Казани и тд. А партнерами на начальных этапах выступили две крупные сервисные компании: «А-айсберг» и «Руки».
Но стать партнерами маркетплейса могут все желающие, как представители сервисных компаний, так и самозанятые. Торговая комиссия составит 5% от стоимости услуги.
Символ наступающего года, по версии Wildberries
В этом году, по разным версиям, символов наступающего года два, кот и кролик. Аналитики Wildberries выяснили какой символ предпочитают большинство покупателей. Согласно статистике, около 70% выбирают котов, и только 30% — кроликов. При этом, коты и кролики в сумме превзошли прошлогодние продажи тигров на 151%.
Популярными товарами с изображением котов стали:
- подарочные наборы посуды
- мягкие игрушки
- карнавальные костюмы
А с изображением кролика:
- елочные украшения
- фигурки-статуэтки
- карнавальные маски
Ozon запускает новые программы лояльности для бизнеса
Теперь с сервисом Ozon Бонус любой бизнес сможет создавать и запускать собственные программы лояльности.
В апреле Ozon начал тестировать программы лояльности для продавцов маркетплейса, теперь систему распространят и сделают доступной для любого бизнеса. Продавцы могут настраивать начисление и списание бонусов, а покупатели тратить их как в офлайн, так и в онлайн-магазине продавца.
Начислять бонусы можно как покупателям, которые уже совершали покупки, так и потенциальным клиентам. Также можно привлечь покупателей из базы, которые находятся рядом или подходят по таргету.
В Ozon предполагают, что такая система поможет привлечь новых покупателей и повысить средний чек
Пока можно бесплатно поучаствовать в пилотном запуске, позже возможность станет доступна всем продавцам. Пока можно бесплатно поучаствовать в пилотном запуске, позже сервис развернут для всех желающих.
Успехи в категории «Красота и здоровье» на Ozon
В 2022 году оборот этой категории вырос на 95%. При этом 32% из всех поисковых запросов приходится на Ozon.
Подкатегории товаров, которые наиболее активно растут:
▪️ Уход за кожей +34%;
▪️ Уход за волосами +22%;
▪️ Декоративная косметика +13%.
Перечисленные подкатегории составляют 70% от оборота всей категории!
Далее следуют:
▪️ Техника (бьюти-гаджеты) +12%;
▪️ Аксессуары (наборы, инструменты) +7%;
▪️ Средства гигиены и парфюмерия по +5% соответственно.
Плюс ко всему, сейчас Ozon бесплатно продвигает отечественные бренды косметики на специальных страницах категории.
В высокий сезон возросло количество пунктов выдачи Ozon и Wildberries
Wildberries вырос на 67%. Количество ПВЗ достигло 27 тыс, что на 10,9 тыс больше, чем в декабре прошлого года, при этом половина из них (13,3 тыс.) — партнерские. Также у маркетплейса более 200 тыс. квадратов складских площадей, а объем инвестиций в логистику в этом году составил 30,2 млрд рублей.
Ozon вырос на 23%, и сейчас насчитывает около 16 тыс ПВЗ. При этом, в конце 2021 года их было 13 тыс. Также компания нарастила складские площади и теперь у маркетплейса более 17 складов в 14 городах.
У ЯндексМаркета на складе появился первый робот
В Софьино запустили тестирование складского робота, который помогает перемещать паллеты с товарами. Спроектировала его компания Яндекс и работает на собственном ПО.
Машина способна перевозить грузы до 800 кг, при этом используя лидар, ультразвуковые сенсоры и камеры, чтобы ориентироваться в пространстве и передвигаться безопасно для себя и окружающих.
Первые роботы, разработанные Маркетом появились еще в августе, один из них выполняет инвентаризацию в логистическом комплексе, другой в режиме тестирования помогает перемещать товары в дарксторе «Лавки».
Нейросеть определяет модные товары
На Маркете появилась нейросеть «Екатерина» — собственная разработка Яндекса. Ее работа заключается в том, чтобы отличать трендовые вещи, от немодных. Если нейросеть определила вещь как модную, то ее будут показывать выше в поиске.
Обучали нейросеть путем опроса стилистов, которые оценили десятки тысяч товаров из fashion-категории.
Первых роботов собственной разработки Маркет представил в августе 2022 года — один выполняет инвентаризацию товаров в логистическом комплексе, другой в режиме тестирования помогает перемещать товары в дарксторе «Лавки».
FBS возвраты и невыкупы можно получить во всех пунктах приёма
Теперь получить возвраты и невыкупы заказов можно в том же пункте выдачи, в котором их сдали. Возвраты и невыкупы принимают абсолютно все пункты Маркета, а их уже более 2 460 по России. Это хороший повод переключиться на ближайший к вам.
Льготный тариф для новых продавцов модных товаров
Новые продавцы, которые подключатся к Маркету с одеждой, обувью и аксессуарами, получат льготу на размещение на 3 месяца, всего 0,01% от цены товара.
Для того чтобы получить такие условия нужно:
? Заполнить форму;
? Создайте новый магазин (FBS или FBY). Даже если вы уже размещены на маркете по этим формам, все равно потребуется новый магазин;
? Добавьте одежду, обувь или аксессуары в каталог. И льгота расчитается автоматически;
? Заявку на участие необходимо подать до 31 марта.
СберМаркет доставил первый заказ на оленьих упряжках
Курьер Сбера впервые отвез заказ в саамскую деревню Мурманской области, таким образом ознаменовав расширение географии доставки. Теперь жители саамских поселений и гости близлежащих баз отдыха могут заказывать продукты из ближайшего гипермаркета в подходящие для них двухчасовые интервалы.
Чтобы вовремя доставить продукты, курьер на оленях преодолел по лесной местности десятки километров со скоростью до 70 км/ч.
К сожалению, возможность получить продукты с доставкой этих регионов продлится только до 8 января 2023 года. Саамы (саами) — малочисленный финно-угорский народ, занимающийся в современной России традиционными промыслами (разведением оленей, рыбной ловлей, охотой) и туризмом. Проживают в Мурманской области.
Маркетплейсы предупредили продавцов об активизации мошенников
На неделе Ozon, Wildberries и Яндекс Маркет предупредили продавцов и рассказали как пресечь мошеннические действия.
- Не переходите по сторонним ссылкам, которые отправляют вам подозрительные лица;
- Помните, служба поддержки никогда не проводит консультации в мессенджерах, смс сообщениях и тд, а уж тем более не просит заплатить за консультацию;
- Не вводите персональные данные в различные формы на сторонних сайтах и не передавайте никому пароли и логины;
- Не поддавайтесь на предложения вывести деньги со счета маркетплейса, через сторонние ссылки и сервисы, используйте для этого только личный кабинет.
Wildberries даже отключил возможность передачи прав владения магазином, так как мошеннические действия с кабинетами набирают обороты. Мошенники при этом пользуются проблемами продавцов с маркетплейсом и предлагают якобы решить их другими способами, таким образом выманивают персональные данные и различные реквизиты.
Маркетплейсы займут 10% от рынка интернет-рекламы
Рост рекламной выручки маркетплейсов составляет 150-200% в год. В 2022 году они суммарно займут порядка 10% от сегмента диджитал в общем объеме российского медиарынка.
Наибольший рос выручки в рекламе Ozon — 15,1 млрд рублей за 9 месяцев этого года. Второе место у ЯндексМаркета, всего с 1,6 млрд рублей. На Wildberries, СберМегаМаркет, Магнит и Самокат, в сумме приходится около 7 млрд рублей.
Количество продавцов на маркетплейсах в этом году увеличилось вдвое
Wildberries, Ozon и Яндекс Маркет в два раза нарастили количество продавцов на площадках, при этом, около 15–20% компаний, которые раньше продавали через собственные сайты, теперь отказались от этих каналов и вышли на маркетплейсы.
При этом, доля компаний, с начала года отказавшихся от продаж через свои сайты, составляет около 30%. По словам участников рынка, подобная «миграция» компаний связана с изменением потребительского поведения — на сегодняшний день целевая аудитория чаще всего предпочитает совершать покупки на маркетплейсах.
На Wildberries количество продавцов к концу года составляет более 1 млн, при этом свыше 90% — это представители малого и среднего бизнеса. Больше всего на площадке стало индивидуальных предпринимателей, продающих обувь и кухонный инвентарь.
Представители Ozon рассказали, что оборот МСБ на площадке по итогам третьего квартала увеличился вдвое год к году. Растущий интерес малого бизнеса к продажам через маркетплейсы во многом связан с тем, что этот канал не требует от предпринимателей высоких затрат и инвестиций как на старте проекта, так и в процессе его развития, считает партнер One Story Ольга Сумишевская.