На сегодняшний день маркетплейсы активно развиваются в ритейле, используют банковские продукты и платежные сервисы. Своим покупателям они даже уже предлагают собственные финансовые продукты. Таким образом они пытаются занять определенное место в финансовой системе.
В отличие от многих других отраслей по оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) онлайн-торговля показала хороший рост: объем рынка достиг 5 трлн рублей, из которых 45% — 2,25 трлн рублей — пришлось на маркетплейсы. В то время как в 2021 году показатели равнялись 39%.
В 2022 году освободилось множество ниш, которые довольно быстро заполнил малый и средний бизнес. Так появились новые бренды одежды, обуви, товары для дома и отдыха.
После того как из России ушли популярные сервисы для бесконтактной оплаты, замена нашлась довольно быстро и самым крупным онлайн-сервисом для оплаты стал SberPay.
Но маркетплейсы также не стоят на месте. Сейчас у каждой популярной площадки имеется свой банк и финансовый продукт. А вот насколько это перспективно и стоит ли банкам опасаться за свои собственные финансовые продукты, рассмотрим далее.
Зачем маркетплейсам свои финансовые продукты?
Если данные о заказах на маркетплейсах будут объединены с платежной информацией, то это открывает новые возможности для развития бизнеса.Маркетплейсы с помощью данных финансовой платформы помогают встретиться продавцу и покупателю, а кроме того, эта платформа позволяет увеличить средний чек и развить продажи.
Удешевление платежных операций
Чтобы провести платеж маркетплейсы вынужден сотрудничать со сторонними организациями, а это в свою очередь снижает доход платформы примерно на 4 %. Ведь за каждую проведенную транзакцию банки и платежные провайдеры взымают в среднем от 1,5 до 2,5%. Ясно только одно, что на таких огромных транзакциях зарабатывают конечно же банки. Однако, минимизировать расходы на платежи можно, если все эти финансовые процессы будут происходить внутри торговой площадки. Так, например, Ozon и Яндекс изначально разработали электронные кошельки внутри своих платформ, а затем выпустили для своих клиентов пластиковые карты.
Привлечение покупателей
В первую очередь, чем покупателю проще будет оплатить заказ, тем больше вероятность того, что товар, лежащий в корзине, будет раскуплен. Так, если у покупателя есть карта маркетплейса, кошелек или внутренний счет, то это лучше стимулирует на покупки. Кроме того, возможность у покупателя рассрочки или кредита позволяет купить более дорогие товары.
Активизация партнеров
Львиная доля продавцов на маркетплейсах — это малый и средний бизнес, которому получить банковские кредиты не так то просто. Торговые площадки, имея, внутреннюю платежную систему, могут предлагать свою кредитную систему, а данные для этого будут собраны на основании активности продавцов. Зарубежные торговые компании уже активно используют такую политику. В нашей стране это только планируется внедряться Яндексом. Хотя маркетплейс Ozon уже имеет задатки для таких целей, а именно «Ozon Кредит».
Какой ответ от банков ждать далее
На сегодняшний момент банкам стоит задуматься и пересмотреть свою политику, ведь все больше людей используют системы быстрых платежей. К тому ж возможно в будущем введение и цифрового рубля, а это прямая угроза доходам банка от интернет-эквайринга.
Однако торговые онлайн-площадки не всемогущи — их сильно сдерживает наше законодательство, поэтому банки еще могут занять свою нишу в постоянно меняющемся мире цифровых технологий и предложить компаниям независимые чекаут-сервисы. В качестве примера можно взять банк Тинькофф, который находится в процессе разработки уже своих чекаут-сервисов. А кто станет самым оперативным в захвате новых финансовых технологий банки или маркетплейсы — станет ясно в ближайшие полтора года.